Афанасий Никитин был весьма загадочной личностью. Мало что известно о его происхождении, юности и становлении. Благодаря изданным с его рукописей "Хожениям за три моря" мы знаем об удивительном путешествии тверского купца Афанасия Никитина в Персию и Индию. Наверняка и в самих "Хожениях" немало тайн и загадок, но оставим поиск разгадок между строк ученым мужам, они и так занимаются этим столетиями. Я же хочу немного поразмышлять о Никитине, как об истинном путешественнике и первопроходце. А первопроходцем он является точно и не только потому, что
на четверть века опередил Васко де Гама в открытии Индии, но и потому, что делал это он самостоятельно, безо всяких местных провожатых. А португальский флот к Индийскому берегу вел арабский лоцман.
Представляю, каково было удивление и раскаяние араба, когда он увидел истинное лицо португальских мореплавателей, первым делом начавших бомбить ядрами, разорять и грабить приморские города. Миссия же Афанасия Никитина была сугубо мирной. Мы не можем знать что же действительно двигало простым тверским купцом, много странного в его странствиях (почему он не нашел нужного товара в Индии?). Но точно можно утверждать, что шел он с миром, изучал жизнь в других землях, общался и овладел за годы путешествия арабским, персидским и тюркским.
2. Я заинтересовался Афанасием Никитиным, когда увидел памятник купцу-путешественнику прошлым летом в Феодосии. Честно скажу, про существование памятника, установленного в 2008 году (в украинском Крыму), я не знал. Предположу, что мало кто знал. Общий вид памятника на верхнем фото, а здесь я увеличил мемориальную доску.
В наше время Афанасия Никитина назвали бы трэвел-блогером. Я думаю ничего зазорного в этом нет. По моему мнению жанр до сих пор пользуется уважением, несмотря на пренебрежительное отношение в последнее время к слову "блогер".
Как истинный путешественник, Никитин подробно вел путевые заметки. Только хранить контент за неимением гаджетов ему приходилось в бумажном виде. Кстати, записки это единственное, что уцелело после всех его приключений. А приключения те еще выпали на его долю. От слова хоть и веет романтикой, но романтика эта явно разбавлена опасностью, порой смертельной.
Ограбление флота путешественника с товаром в низовьях Волги у Астрахани, рабский труд на нефтяных месторождениях в Ширване, бегство с купцами в Персию, попытка восстановления финансового состояния в Индии, морской путь в обратном направлении, снова Персия, африканский берег, Турция, где Афанасий попадает в тюрьму...
3. После ареста Афанасий Никитин попадает в средневековую Кафу, преодолев последнего для него море - Черное. Последнее не только в рамках знаменитого путешествия, но и в жизни купца-мореплавателя. В Кафу он прибывает с окончательно подорванным здоровьем. Если вернемся к предыдущему снимку обнаружим, что произошло это 5 ноября 1474 года. Зиму путешественник решает провести в Феодосии.
4. Считается, что молится Никитин ходил в церковь во имя Иверской иконы Божьей матери. Вероятно на тот период она была еще армянской. До Кафы такой возможности ему не выпадало. А то, что сохранял веру путешественник понятно из строк его записок. Несмотря на то что пришлось ему в странствиях принять Ислам.
Так что же делал Афанасий Никитин в Крыму?
Боролся с хворью, поправлял здоровье и, считается, что трудился над своими "Хожениями". На которые, кстати, первое пристальное внимание обратил Николай Карамзин и даже использовал материалы в своих трудах.
Добраться до дома Афанасию Никитину не суждено было. Не хватило здоровья. Был похоронен где-то на Смоленщине. Надо отметить, не российской на тот момент Смоленщине, а литовской. То бишь на чужбине, как, наверное, у путешественников нередко случалось.
А рукописи "Хожения за три моря" были доставлены в Москву купцами, сопровождавшими Афанасия в его последней дороге.
Следить за обновлениями блога можно подписавшись на журнал, а также подружившись в соцсетях: Фейсбук, ВКонтакте,Твиттер. Кроме того пишу на Яндекс Дзен канале, и публикую фотографии в Инстаграм, подписывайтесь.
Journal information